Количественная оценка вероятности навигационной безопасности плавания судна по фарватеру

Транспорт » Количественная оценка вероятности навигационной безопасности плавания судна по фарватеру

В настоящее время морской транспорт является важной составляющей мировой транспортной системы. В мире судоходство обеспечивает транспортными услугами примерно 80% международных экономических связей. По путям морской торговли ежегодно перевозят товары стоимостью более 1,5 млрд. долл. А в суммарном мировом грузообороте доля морского транспорта составляет 62%. С каждым годом требования, в отношении морского транспорта, становятся все более жесткими. И связанно это в первую очередь с обеспечением безопасности. Несмотря на развитие средств навигационного оборудования и ужесточение требований к судоводителям и судовладельцам как со стороны ИМО, так и со стороны национальных департаментов, навигационная аварийность остается все еще высокой. Основными видами аварий на море являются столкновения и посадки на мель. История помнит немало таких случаев, и вот самые известные среди них: 1967 год – танкер «Torrey Canyon» выскочил на скалу около берегов Великобритании, 1978 год – танкер «Amoco Cadiz» выскочил на скалу близ берегов Франции, 1989 год – танкер «Exxon Valdez» сел на мель у берегов Аляски, 2012 год – пассажирский лайнер «Costa Concordia» наскочил на риф у берегов Италии. Авария на судне может произойти в любой точке мирового океана, но все же в основном они происходят при плавании судна вблизи берегов, особенно при плавании по рекам, озерам, фьордам, каналам, различным узкостям, при заходе судна в порт и при выходе из него. Судоводители должны крайне серьезно подходить к процессу выполнения предварительной прокладки по вышеперечисленным местам, и должны тщательным образом контролировать положение судна относительно сторон фарватера, во время плавания в узкостях.

Так же судоводитель не должен полностью полагаться на ту информацию, которая нанесена на МНК. Карта не дает исчерпывающее представление о районе, в котором плавает судно, в частности в отношении безопасного фарватера при прохождении узкостей. Поэтому каждый штурман при выполнении предварительной прокладки должен иметь ввиду , что фарватер, по которому будет идти судно за время эксплуатации мог обмелеть и глубины, нанесенные на карту могут не соответствовать действительным глубинам фарватера. Если в странах Европы, вероятность такого обмеления минимальна за счет постоянного исследования морского дна, и при необходимости производства дноуглубительных работ, то в малоразвитых странах африканского континента такая вероятность будет намного больше, за счет более редкого проведения обследования дна фарватера, или вообще полного отсутствия такого исследования.

Целями данной работы являются во первых повышение безопасности плавания судов по фарватеру используя вероятностный подход, и во вторых снижение аварийности на морском транспорте.

Навигация