Роль железнодорожного транспорта в развитии экономики и жизни общества

Транспорт » Рынок железнодорожных транспортных услуг в России » Роль железнодорожного транспорта в развитии экономики и жизни общества

Экономика любого государства не может успешно функционировать без развитого железнодорожного транспорта.

Он обеспечивает стабильное удовлетворение транспортных потребностей экономики и населения. В России железные дороги по-прежнему остаются основным видом транспорта для перевозки массовых грузов, реализации экономических взаимосвязей между регионами. В сопоставлении с другими видами транспорта железнодорожный является наиболее конкурентоспособным и доступным. Для примера – расход энергии на 1 пассажиро-километр для скорого поезда в 1,2 раза меньше, чем для автобуса, в 6,8 раза меньше, чем для легкового автомобиля и в 7,5 раза меньше, чем для самолета. Вот почему в странах Западной Европы, США, Канады, Китая, Японии, уже имеющих развитую транспортную инфраструктуру, повышается роль железных дорог в обеспечении, прежде всего, пассажирских перевозок.

В настоящее время возросли требования к качеству транспортной работы, научно-методическому уровню разработки технологических процессов, графику движения поездов, организационному, информационному, математическому обеспечению перевозочного процесса.

Инженерам в области управления транспортными процессами необходима общесистемная подготовка по сложному транспортному комплексу.

Развитие общества, его производительных сил невозможно без хорошо функционирующей транспортной системы, в состав которой входят железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, воздушный, речной и морской виды транспорта.

Железнодорожный транспорт в общей транспортной системе занимает ведущее место: работает непрерывно в течение года и суток, осуществляя массовую перевозку топлива, металлов, леса, цемента, удобрений, продовольственных и других грузов всех отраслей хозяйства, обеспечивая нормальное функционирование производства, жизнедеятельность людей в городах и сельской местности.

Железнодорожный транспорт участвует в различных фазах производственного процесса: в начальной, если перевозит сырье, исходные материалы; в средней, если перевозит комплектующее оборудование, и, наконец, в завершающей, если перевозит готовую продукцию потребителям.

Все большее распространение получает технология непосредственного взаимодействия магистрального железнодорожного транспорта с крупными промышленными комплексами, портами и пограничными переходами. Например, маршруты с агломератом и окатышами доставляются непосредственно к бункерам доменных печей металлургических комбинатов без предварительного складирования на базе сырья (Качканар – НТМК, Воркута – Череповец, КМА – Липецк).

В угольной промышленности маршруты порожних вагонов подаются непосредственно под загрузочные бункеры и к роторным экскаваторам. Погрузка угля осуществляется без предварительного складирования (Кийзак, Нерюнгри, Экибастуз). Такая технология взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, отличающаяся высокой экономичностью для предприятий, применяется и в других отраслях (в порты из Липецка, во все порты Дальнего Востока, предложения Китаю и Японии).

В настоящее время стоит задача полностью удовлетворить платежеспособный спрос населения на пассажирские и пригородные перевозки, обеспечить свободный выбор вида транспорта, условий и времени поездки, повысить качество обслуживания и удобств на всех этапах поездки. Причем это диктуется не приказами и постановлениями сверху, а необходимостью остаться в данной нише транспортных услуг.

Навигация