Оси для подшипников скольжения по торцам шеек имеют буртики М (см. рис. 15, в), служащие для ограничения смещения подшипников вдоль оси наружу при движении вагона.
На торцах всех типов осей предусмотрены центровые отверстия (см. рис.15, д, е), служащие для установки и закрепления оси или колёсной пары в центрах при обработке на токарном станке. Форма и размеры центровых отверстий стандартизованы.
 
Рис.15 Типы вагонных осей
Оси колёсных пар, оборудуемых дисковым тормозом, а также оси, на которых предусмотрена установка привода подвагонного генератора, имеются посадочные поверхности для установки тормозных дисков или деталей редуктора. Основные размеры и допускаемые нагрузки для стандартных типов осей вагонов широкой колеи, кроме вагонов электро- и дизель-поездов приведены в табл.6.
На шейки осей РУ1 и РУ1Ш устанавливают роликовые подшипники с наружным диаметром 250 мм, а на оси РУ – диаметром 280 мм. Поэтому посадочные диаметры у них разные. Диаметры шеек оси III типа, применяемой в вагонах старых типов, используемых в основном на подъездных путях промышленных предприятий, имеет больший диаметр шеек в связи с возможными переточками в эксплуатации.
Для грузовых вагонов с повышенными нагрузками от колёсной пары на рельсы до 245 кН предусмотрена усиленная ось, имеющая увеличенные диаметры.
Оси проектируют в исполнении УХЛ по ГОСТ 15150. Для вагонов магистральных дорог колеи 1520 мм оси изготавливают из осевой заготовки по ГОСТТ 4728: для вагонов основных типов применяется сталь марки ОсВ, для вагонов электропоездов – сталь марки ОсЛ. Химический состав осевой стали в %: углерода 0,4…0,48, марганца 0,55…0,85, кремния 0,15…0,35, фосфора – не более 0,04, серы – не более 0,45; хрома и никеля – не более каждого по 0,3; меди – не более 0,25.
Таблица 6
|  
 Тип оси  |   
 Диаметр, мм  |   
 Длина шейки, мм  |   
 Общая длина оси, мм  |   
 Расстояние между центрами приложения нагрузки на шейки, мм  |   
 Наибольшая статическая нагрузка от колёсной пары вагонов на рельсы, кН (  |  ||||
|  
 шейка  |   
 Предпосту-пичная часть  |   
 подступичная часть  |   
 середина  |   
 Грузовые  |   
 Пассажирские  |  ||||
|  
 РУ1  |   
 130  |   
 165  |   
 194  |   
 165  |   
 176  |   
 2295  |   
 2036  |   
 230(23,5)  |   
 176,5 (18)  |  
|  
 РУ1Ш  |   
 130  |   
 165  |   
 194  |   
 165  |   
 190  |   
 2294  |   
 2036  |   
 230 (23,5)  |   
 176,5 (18)  |  
|  
 РУ  |   
 135  |   
 165  |   
 194  |   
 165  |   
 248  |   
 2390  |   
 2036  |   
 230 (23,5)  |   
 176,5 (18)  |  
|  
 III  |   
 145  |   
 170  |   
 194  |   
 165  |   
 254  |   
 2330  |   
 2036  |   
 230 (23,5)  |  |
|  
 140  |   
 175  |   
 205  |   
 170  |   
 190  |   
 2216  |   
 2036  |   
 245 (25)  |  ||