Вероятность плавания, безопасного от посадки на мель и от выхода за пределы установленной зоны плавания

Транспорт » Количественная оценка вероятности навигационной безопасности плавания судна по фарватеру » Вероятность плавания, безопасного от посадки на мель и от выхода за пределы установленной зоны плавания

Страница 1

Вероятность плавания Рн, безопасного от посадки на мель или от касания грунта на данном участке маршрута движения, зависит от точности и надежности навигации и определяется следующими факторами:

– условиями плавания на данном участке маршрута;

– степенью насыщенности района плавания навигационными опасностями;

– составом и видом средств навигационного оборудования (СНО), имеемых в районе плавания;

– составом и видом морских средств навигации, имеемых на судне и степенью их готовности к функционированию по прямому назначению;

– точностью решения навигационных задач вахтенным помощником;

– правильностью и своевременностью принятия решения вахтенным помощником по назначению или изменению элементов движения судна;

– надежностью работы движительно-рулевого комплекса судна.

Принимая во внимание тот факт, что задача обеспечения навигационной безопасности плавания может решаться при использовании информации от различных навигационных систем счисления и систем обсерваций, и учитывая несовместность одновременного появления некоторых вариантов работы морских средств навигации, за обобщенную интегрированную вероятностную модель Рн точности и надежности навигации принимает следующий вид:

Рн = [РоРсчР1 + Ро(1 – Рсч)Р2 + (1 – Ро)РсчР3 +

+ (1 – Ро)(1 – Рсч)Р4]РрРт.(1.2.1)

где:Ро – вероятность выполнения качественной обсервации;

Рсч – вероятность получения координат судна с помощью автономных систем счисления;

Р1, Р2, Р3, Р4 – условные вероятности невыхода судна за пределы безопасной зоны при использовании i-го варианта работы морских средств навигации;

Рр – вероятность правильной оценки обстановки и принятия безопасного и своевременного решения по корректуре элементов движения судна;

Рт – вероятность безотказной работы движительно-рулевого комплекса.

В этой формуле каждое слагаемое в квадратных скобках означает i-й вариант работы морских средств навигации. Всего четыре варианта (i = 1, 2, 3, 4), каждый из которых представляет определенную комбинацию сочетания вероятностей счисления и обсервации (независимо от их вида). Поскольку величина Рi, независимо от системы, к которой она соотнесена, рассчитывается по общей методике, основанной на учете положения судна относительно навигационной опасности, то в дальнейшем ее будем обозначаться символом Р без индекса и называть вероятностью безопасного положения судна относительно неподвижного навигационного препятствия.

Параметры этой модели прямо или опосредованно учитывают все вышеперечисленные факторы, влияющие на навигационную безопасность плавания, связанную с посадкой судна на мель или касанием грунта. Рассмотрим составляющие этой модели.

Обсервация считается качественной, если не содержит грубых ошибок (промахов) при опознании ориентиров, при измерении навигационных параметров и при их обработке. В самом общем случае, когда отсутствует возможность учесть конкретные районы и условия плавания и, следовательно, невозможно спланировать определенный метод (средство) обсервации, вероятность выполнения качественной обсервации складывается из суммы вероятностей несовместных событий, каждое из которых состоит в том, что обсервация выполняется с помощью одного или нескольких (всех) средств коррекции счисления.

При наличии на судне n средств обсерваций вероятность Ро вычисляется по обобщенной интегральной формуле

http://podlodka.info/images/books/497/stories/moani/image2/image001.gif (1.2.2)

где; N – количество несовместных вариантов использования средств обсерваций, равное сумме сочетаний из n элементов по (n – k) элементов;

j, f = 1, 2, … , n – порядковый номер средства обсерваций;

k = 0, 1, 2, … , (n – 1) – количество сомножителей (1 – Роf) во втором произведении каждого слагаемого формулы;

Роj, Роf – вероятность выполнения качественной обсервации с помощью j (f)-го средства (метода).

Так, например, если на судне имеется три различных навигационных системы для обсерваций (n = 3), то для этого случая формула (1.2.2) развертывается в следующую сумму:

Страницы: 1 2 3

Навигация