Статистическая вероятность навигационного происшествия

Страница 2

где:Qi – вероятность навигационных происшествий в i-м периоде [вычисляется по формуле (5.1.1)].

Учитывая, что точность оценки вероятности навигационного происшествия повышается с увеличением объема статистической информации, возникает вопрос о возможности объединения информации о навигационных происшествиях, полученной на судах разных типов или разных водоизмещений, для оценки вероятности происшествий на судах интересуемого типа (обозначим этот тип символом "К").

Для решения этого вопроса принимается гипотеза, состоящая в том, что статистика навигационных происшествий одинакова для любого судна, совершающего морские переходы, вне зависимости от его типа и водоизмещения, то есть расхождение вероятностей Q (вычислена по информации о происшествиях с судами всех типов) и QК (вычислена по статистике происшествий с судами "К") обусловлено чисто случайными причинами, связанными с ограниченным объемом информации о судах типа "К". Эта гипотеза может быть подтверждена или опровергнута по результатам статистического анализа с помощью статистического критерия .

Для этого по формуле (5.1.4) оценивается вероятность навигационного происшествия судов различных типов, без учета их типа и водоизмещения и вычисляется полная средняя квадратическая погрешность этой вероятности:

image090(5.1.5)

где:m – средняя квадратическая погрешность, характеризующая случайный разброс числа навигационных происшествий от периода к периоду. Она вычисляется по формуле СКП среднего взвешенного значения:

image091(5.1.6)

После этого аналогичным образом вычисляются оценки QК и mПК для судов интересуемого типа "K" (без учета информации о судах другого типа). Принятая гипотеза о случайности расхождения вероятностей Q и QК подтверждается (с заданной вероятностью Р), если соблюдается условие:

image092(5.1.7)

где:tР1 и tР2 – коэффициенты распределения Стьюдента, соответствующие заданному уровню доверительной вероятности Р.

Каждый из них определяется по таблице Приложения 6 по доверительной вероятности Р и по количеству k используемых вероятностей Qi. Модифицированная выписка из этого приложения представлена в виде табл. 5.2.

Таблица 5.2 – Коэффициенты распределения Стьюдента соответствующие заданному уровню доверительной вероятности

P

K

3

4

5

6

7

8

9

10

0,95

0,99

0,999

4,30

9,92

31,60

3,18

5,84

12,94

2,77

4,60

8,61

2,57

4,03

6,86

2,45

3,71

5,96

2,36

3,50

5,40

2,31

3,36

5,04

2,26

3,25

4,78

При подтверждении принятой гипотезы расчет вероятности навигационных происшествий для судна типа "К" допустимо производить по всей совокупности информации о навигационных происшествиях на судах всех типов и любого водоизмещения.

Если гипотеза о случайности расхождения вероятностей Q и QК не подтверждается, то есть условие (5.1.7) не выполняется, то расчет вероятности навигационных происшествий интересуемого типа судов следует производить по статистике навигационных аварийных случаев, произошедших только с судами этого типа. Надежность полученной оценки в этом случае будет ниже приблизительно в image093 раз.

Страницы: 1 2 3

Навигация