Экономическое обоснование принятых решений

Страница 1

По ряду причин в дорожном транспорте сложилось такое положение, при котором специалисты дорожного движения не могут представить издержки движения в экономических категориях, т.к. они плохо знают экономику.

С другой стороны, специалисты по экономике также не могут этого сделать потому, что они плохо знают дорожное движение. В результате, исследование потерь в системе дорожного транспорта или не выполняется совсем, или выполняется очень плохо, что приводит к тяжелым последствиям. В данной работе делается посильная попытка изменить это положение, и ниже излагаются некоторые взгляды на экономику дорожного транспорта и, особенно, дорожного движения.

Дорожный транспорт можно условно разделить на два этапа - подготовка к движению и процесс движения. На первом этапе происходит создание необходимых предпосылок для движения - строительство и содержание дорог, производство или приобретение транспортных средств, создание систем управления, подготовка кадров и т.д. На втором этапе происходит перемещение людей и грузов в созданных для этого условиях. Очевидно, что на первом этапе от общества требуются весьма значительные затраты – т.н. затраты в инфраструктуре. Также очевидно, что и на втором этапе неизбежны не менее значительные издержки –т.н. издержки движения: потери времени, расход топлива, износ транспортных средств и дорог, выбросы в атмосферу, аварии и т.д

Указанные издержки и затраты очень разнообразны и проявляются в самых различных формах, например, стоимость земельных участков, безопасность движения, материально-финансовые ресурсы, законопослушание участников движения и т.д. Поэтому сопоставление их между собой дается очень трудно и является довольно условным. Тем не менее, всегда можно говорить, что существует некая приведенная сумма издержек и затрат, которая характеризует стоимость транспортного обслуживания. Она складывается из двух основных составляющих – затраты в инфраструктуре и издержки движения:

Потери от издержек, равно как и сами издержки, можно разделить на четыре вида - экономические, экологические, аварийные и социальные.

Все эти виды довольно тесно связаны между собой и иногда бывает трудно провести между ними четкую границу. Поэтому указанное деление, а также приведенные названия следует считать условными или рабочими. Тем не менее, опыт применения этой классификации показал, что она понятна и довольно удобна в пользовании, особенно, при анализе структуры потерь на отдельном участке.

Экономические потери в дорожном движении связаны с остановками, задержками (снижением скорости в сравнении с нормативной) и перепробегом транспорта, задержкой и перепроходом пешеходов, перерасходом топлива, износом или повреждением транспортных средств и т.д Сюда же относятся потери прибыли участниками движения и потери в смежных отраслях из-за невыполнения принятых обязательств, например, из-за опаздываний и т.д.

Экономические потери характеризуются тем, что они почти равномерно раскладываются на всех членов общества и маскируются, сливаясь с действительно неизбежными издержками. Поэтому общество, особенно, с невысоким уровнем развития, относится к ним крайне терпимо, не замечает или не хочет их замечать. И напрасно, потому что по своим масштабам эти потери значительно превышают потери от аварийности, вокруг которых так много разговоров и шума.

Экологические потери — это выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение воды и почвы, воздействие шума и вибрации. Основными причинами повышенного уровня экологических потерь являются перегрузки отдельных участков УДС; повышенный уровень маневрирования интенсивных потоков, включая торможения, остановки и разгоны; вынужденное снижение скорости и движение на неэкономичных режимах; перепробег в любых его проявлениях; неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств и т.д. Даже, казалось бы, такие „полезные" начинания, как понижение установленного предела скорости движения в населенных пунктах или обязательное включение головного света в дневное время, приводит к повышенному расходу топлива и увеличению экологических потерь (не говоря уже об экономических).

В экологических потерях следует различать произведенный и потребленный вред. Одно дело, например, если нагруженная городская магистраль проложена через незаселенную промышленную зону, и совсем другое дело, когда эта же магистраль проходит через густонаселенные жилые районы вплотную примыкающими жилыми зданиями, многолюдными торговыми центрами и т.д. Очевидно, при одинаковом произведенном вреде, потребленный вред во втором случае будет несопоставимо большим.

Страницы: 1 2 3

Навигация