Оценка вероятности безопасного положения судна в узкости

Страница 2

image027(3.3)

При плавании в узкости по створу (рис. 3.3) для оценки положения судна относительно створной линии и близлежащей ненаблюдаемой навигационной опасности рассчитывается линейная чувствительность створа р. Для створных знаков эта величина вычисляется по формуле:

image028(3.4)

где:R – расстояние до переднего створного знака;

r – расстояние между створными знаками;

δ – минимально различимый горизонтальный угол (разрешающая способность зрительного средства по направлению).

Рисунок 3.3

Если в районе плавания для обеспечения безопасности плавания выставлен нештатный створный радиомаяк-манпункт (штатные створные радиомаяки в настоящее время практически не существуют), то его чувствительность вычисляется по формуле:

image030(3.5)

где:R – расстояние до створного радиомаяка;

α – половина угла направленности линии радиоствора.

До тех пор пока судно находится в зоне нечувствительности створа (в пределах ширины 2р), можно считать, что практически он находится на линии створа. СКП отклонения судна от линии створа в этом случае определяется по закону равномерной плотности и равна image031

Если в этой ситуации все близлежащие навигационные опасности расположены на кратчайшем расстоянии от линии створа, превышающем величину чувствительности створа [D > (p + l)], то судно достоверно, со стопроцентной вероятностью находится в безопасном расстоянии от данного навигационного препятствия.

Если судно вышло за пределы зоны чувствительности створных знаков (отклонение судна от линии створа больше величины р), то вероятность его безопасного положения вычисляется обычным образом – по формуле (3.2) или (3.3), при этом линейная СКП его местоположения по направлению на опасность оценивается по радиусу-вектору среднего квадратического эллипса.

Если при нахождении судна в зоне нечувствительности створа навигационная опасность расположена на расстоянии D < p, то судно находится в опасном расстоянии от навигационного препятствия и возникает вероятность столкновения с этим препятствием.

Учитывая, что в этом случае судно достоверно находится в полосе шириной 2р и любые его отклонения от линии створа в пределах от 0 до p равновероятны, и принимая во внимание, что для судна, находящегося в зоне нечувствительности створа, понятие "отклонение от линии створа, превышающее р", несовместимо с условием нахождения судна в зоне нечувствительности (если такое отклонение

произойдет, то уже нельзя считать, что судно находится в зоне нечувствительности), можно сделать заключение о подчиненности отклонений судна от линии створа закону постоянной плотности распределения.

Поэтому, если D < p, то согласно этому закону вероятность безопасного положения судна вычисляется по формуле:

image032(3.6)

Если навигационные опасности расположены по обе стороны линии створа так, что D1 < p и D2 < p, то

image033(3.7)

Следует заметить, что при правильном расчете створов (в процессе их сооружения) условие D < p применительно к естественным навигационным опасностям практически нереально. Поэтому такое неравенство может наблюдаться только применительно к искусственным, временным навигационным опасностям в виде минной банки, выставленной на линии створа, или иного неподвижного объекта (например, затонувшего судна), представляющего опасность для свободного

С точки зрения навигации, прибрежной зоной считается зона, внешняя граница которой удалена от береговой черты на дальность действия радиолокационной станции. Это означает, что в прибрежной зоне возможны обсервации по наземным ориентирам. В районах прибрежной зоны, прилегающих к береговой черте, могут находиться участки с опасными глубинами – отмели и банки. Маршруты судов в прибрежных районах прокладываются в основном мористее прибрежных навигационных опасностей. В результате этого все основные навигационные опасности оказываются расположенными по одну сторону линии пути судна.

Страницы: 1 2 3

Навигация